Третья роль собственника, на мой взгляд, самая неоптимальная: в компании якобы есть генеральный или исполнительный директор, который отвечает за результат, но в то же время владелец постоянно вмешивается в текущую деятельность. Он держит наемного руководителя на коротком поводке, перехватывает управление на себя. Это может стать большой проблемой, так как нет четкого распределения ролей, возникает перетекание ответственности, и как результат — общее недовольство и хаос. Сотрудники не понимают, кого слушать — то ли генерального директора, то ли собственника. Ведь скорее всего у них будут противоположные мнения по каким-то вопросам. При этом во всех неудачах виноватым становится, как правило, наемный руководитель, который играет роль «мальчика для битья». И эта зона турбулентности с большой вероятностью приведет компанию к очень негативным результатам, особенно в период кризиса.
Конкретный пример. В крупной успешной компании, занимающейся продажами продукции в сегменте В2В, собственник решил более активно участвовать в управлении бизнесом. И хотя действующая топ-команда показывала хорошие цифровые показатели, владелец решил, что в компании застой, и нужно более решительно проводить изменения. При этом не был проведен предметный анализ ситуации, не разработана понятная всем программа изменений. Что в итоге: за полгода в компании
работает третий генеральный директор, который вынужден решать вал поступающих от владельца оперативных задач, пытаясь найти свое место между собственником и оставшейся топ-командой. При этом недовольны все, а процессы изменений так и не запущены.
Что же можно предпринять в такой ситуации? На фоне кризиса и собственник, и наемный руководитель, должны как можно скорее расставить все точки над «i». Либо собственник берет управление на себя и самостоятельно отвечает за спасение бизнеса, принимая ключевые решения, либо он говорит команде: «Ребята, вы тут опытные, я вам доверяю. Давайте определим какие-то вопросы, которые я беру на себя, но за основную операционную деятельность отвечаете вы». То есть ситуацию нужно максимально быстро стабилизировать.
И при одном, и другом варианте, собственник должен понимать, что он не просто хозяин, лидер, личность, а — единица бизнес-структуры. В таком случае хаоса будет меньше, решения будут приниматься взвешенно и с учетом мнения других членов управленческой команды. При этом нужно честно признать, что выстраивание правильных и гармоничных отношений между владельцем и топами в период кризиса — задача очень сложная, практически нереальная. А значит, такой компании не миновать проблем, и закончиться все может существенным снижением эффективности бизнеса, а в самых запущенных случаях и его потерей.