Условно все стратегические решения 2020-2023 можно разделить на успешные и неуспешные. Первые смогли принести предпринимателям ощутимую прибыль, а вторые – привели к разорению, банкротству или падению доходов. К успешным можно отнести:
- принятие новой реальности и наблюдение за сигналами рынка, в т.ч. со стороны государства;
- производство товаров для внутреннего потребителя;
- выход на новые рынки сбыта: ОАЭ, Индии, Латинской Америки, Африки;
- автоматизацию и роботизацию бизнеса;
- милитаризацию всей выпускаемой продукции, перестройку внутренних процессов с возможностью получения выгодных государственных контрактов.
Эти и другие бизнес стратегии позволили зайти в 2024 год с пулом готовых или потенциальных клиентов. Компании, действовавшие по подобным технологиям, улучшили свое положение на рынке и заняли лидерские позиции в выбранных нишах.
Но для многих организаций период 2022-2023 оказался неудачным. Особенно для тех, кто выбрал такие бизнес стратегии предприятия:
- «Синдром медведя», т.е. позицию выжидания и спячки, отказ от новых проектов и практически полное сокращение финансирования различных направлений.
- Релокация сотрудников – этот тренд получил развитие в 2022 году, но основной профит от него получили компании, работающие преимущественно с зарубежными клиентами. Для фирм, ориентированных на внутренний рынок РФ, содержание зарубежных офисов со временем стало нерентабельным.
- Отказ от собственного производства, использование зарубежных, в т.ч. китайских, комплектующих. Это общая проблема российского бизнеса, которая стала особо ощутима на фоне санкционного давления.
Предприниматели, которые поддались панике, в 2022-2023 потеряли бизнес или оказались по уши в долгах. Фактически лучшей бизнес стратегией фирмы в этот период стала фраза: «Делай, что должен, и будь – что будет». Нельзя останавливаться и сомневаться. Нужно идти вперед и продолжать делать свое дело.